Обзор социально – гуманитарной ситуации, сложившейся на территории Донецкой Народной Республики вследствие военных действий c 21 по 27 мая 2016 года

News Overview of the social and humanitarian situation

Война – такое же наказание тому, кто его

 исполняет, как и тому, кто от него страдает.

Томас Джефферсон

 

Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений, в период войны или вооруженного конфликта, регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву. Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, со временем пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки международных договоров, соглашений, конвенций, которые определяют права и обязанности сторон, находящихся в состоянии вооруженного конфликта.

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. Статья 5 Всеобщей декларации прав человека и статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривают, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Эти статьи и стали предпосылками для подписания в декабре 1984 Международной Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Украина подписала данную Конвенцию в 1986 году. Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

19 мая в Украину прибыла Делегация Подкомитета ООН по предупреждению пыток. Визит делегации должен был продлиться до 26 мая. Целью посещения Украины было исследование состояния заключенных в украинских пенитенциарных учреждениях. Представители ООН досрочно приостановили свой визит в Украину после того, как им было отказано в посещении таких учреждений.

«СБУ всячески препятствовала работе Подкомитета ООН по предупреждению пыток, при этом сознательно нарушив Международную конвенцию против пыток, что в очередной раз доказывает — им есть что скрывать от Международного сообщества. Пытки или пыточные методы применяются к нашим гражданам и людям, сопереживающим Республике как в порядке вещей. Это прямая дискриминация по политическим убеждениям. Это абсолютно неприемлемо», — заявила Уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова.

Омбудсмен Республики неоднократно заявляла, что на Украине есть неофициальные тюрьмы, из которых было освобождено большое количество людей. В последствии эти люди самостоятельно обращались в Международные организации, такие как МККК и ООН, заявляя, что их незаконно удерживали.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике направлена на решение важных проблем граждан, на отслеживание и пресечение фактов нарушения прав и свобод человека, что является задачей первостепенной важности в урегулировании вооруженного конфликта, развязанного на территории Донбасса, и налаживании мирной жизни в регионе. При рассмотрении жалоб (обращений) Уполномоченный руководствуется требованиями законодательства и внутренним убеждением – человек всегда прав, ни одна жалоба не должна остаться без внимания.

Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любыми удобными для них способами, так большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным, а также руководителями Аппарата, в процессе обращения в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Уполномоченного, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.  С начала 2016 года в адрес Главного правозащитника Республики поступило боле 2665 обращений. В период работы с 23 по 27 мая 2016 года 20 человек посетили личный прием Уполномоченного, 57 поступивших заявлений было принято отделом по работе с обращениями граждан, 80 звонков поступило по телефонам «горячей линии», из них 54 по общим вопросам, 26 по вопросам пропавших без вести и военнопленных. По электронной почте Аппарата Уполномоченного пришло 14 электронных обращений, а также 20 письменных обращения было принято к рассмотрению, 11 рассмотрено и 39 гражданам Республики была предоставлена юридическая консультация.

Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушение в сфере уголовного права – (3,67%) обращений, нарушение в сфере гражданского права – (5,19%) обращений, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – (0,52%) обращений, вопросы социального и гуманитарного характера – (90,61%) обращений (диаграмма 1).

 

 Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 20.05.2016г

 

 

Количество обращений в сфере уголовного права

Количество обращений в сфере гражданского права

Административно-правовые нарушения в отношении граждан

Вопросы социального и гуманитарного характера

 

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связанна с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы: о выплате пенсий и социальных пособий (11,0%), предоставление жилья для временного проживания (16,1%), порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья (3,1%), получение гуманитарной помощи (8,5%), трудоустройство (5,9%), оформление документов и выезда на территорию других государств (0,7%), поиск пропавших без вести (6,8%), утрата документов  удостоверяющих личность (4,4%), жилищно-коммунальные вопросы (4,2%), получение временной прописки (5,0%), другие вопросы социально–гуманитарного характера (34,4%) (диаграмма 2).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 20.05.2016г.

 

 

Выплата пенсий и социальных пособий

Получение гуманитарной помощи

Поиск пропавших безвести военнослужащих

Жилищно-коммунальные вопросы

Предоставление жилья для временного проживания

Трудоустройство

Поиск пропавших безвести гражданских лиц

Получение временной прописки

Порядок обращения и оформления документов в случае разрушения жилья

Оформление документов и выезда на территорию других государств

Утрата документов, удостоверяющих личность

Другие вопросы

 

 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецк – 1455 обращений  (диаграмма 3).

 

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 20.05.2016г

 

 

Донецк

Енакиево

Снежное

Ясиноватая

Горловка

Ждановка

Торез

Амросиевский район

Дебальцево

Кировское

Харцызск

Марьинский район

Докучаевск

Макеевка

Шахтерск

Старобешевский район

Тельмановский район

Шахтерский район

Другие населенные пункты

 

  1. Статистика и анализ разрушенных объектов инфраструктуры

 

В результате непрекращающихся артобстрелов со стороны ВСУ, вновь страдает инфраструктура городов Донецкой Народной Республики.

По состоянию на 26 мая 2016 года вследствие военных действий в регионе было частично повреждено (разрушено) более 10581 объектов инфраструктуры.

В г. Донецке разрушено более 6441 объектов, в г. Дебальцево – 254 ед., в г. Горловке – 387 ед., в г. Докучаевске – 61 ед., в г. Енакиево – 268 ед., в г. Ждановке – 91 ед., в г. Кировское – 31 ед., в г. Макеевке – 1025 объектов, в г. Снежное – 54 ед., в г. Торезе – 118 ед., в г. Харцызске – 723 ед., в г. Шахтерске – 74 ед., в г. Ясиноватая – 563 ед., в Амвросиевском  районе – 271 ед., в Волновахском районе – 3 ед., в Марьинском районе – 24 ед., в Новоазовском районе – 17 ед., в Старобешевском районе – 52 ед., в Тельмановском районе – 92 ед., в Шахтерском районе – 32 ед..

В разрезе отраслей разрушено:

– 5720 жилых домов;

– 719 линий электропередач и пунктов распределения электроэнергии;

– 155 объект теплоснабжения;

– 46 объектов водоснабжения;

– 2669 объектов газоснабжения;

– 11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

– 75 объекта здравоохранения;

– 440 объектов общеобразовательных учебных заведений (школы и детские сады);

– 54 объекта профессионально – технических учебных заведений;

– 54 объекта высших учебных заведений;

– 25 объекта в сфере физической культуры и спорта;

– 51 объект заведений культуры;

– 194 объекта дорожно-транспортной инфраструктуры;

– 56 объектов промышленного производства;

– 88 объектов торговых предприятий;

– 224 объекта других сфер.

 

По состоянию на 27 мая 2016 года в Донецкой Народной Республике из 2584 ед. поврежденных государственной и коммунальной форм собственности объектов восстановлено – 366 ед., 2218 ед. – осталось восстановить.

 

  1. Учет смертности, полученных ранений мирных жителей и военнослужащих в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 

Весна-лето – пик обнаружения неразорвавшихся боеприпасов. Их находят в разных местностях – в лесах, на берегах рек и других водоемах, на строительных площадках и в частных домохозяйствах, на сельскохозяйственных угодьях и полях и т.д. Много жителей Республики получают ранения и увечья, погибают как от незнания правил безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов, так и от неосторожности, при попытке собственными руками разобрать или обезвредить боеприпасы.

Текущая неделя вновь напомнила об опасности неразорвавшихся взрывных устройств для детей. Детское любопытство, отсутствие должного контроля за времяпровождением подростков привело к тому, что 21 мая в г. Дебальцево подростки нашли взрывное устройство и подорвались. Пострадали 3 ребенка: девочка 14лет (минно-взрывная травма, осколочные ранения левого глаза, левой конечности, повреждение барабанной перепонки); 1 мальчик 11лет (минно-взрывная травма, осколочные ранения брюшной полости, конечностей); 1 мальчик 14лет (минно-взрывная травма, проникающее ранение правой половины живота, осколочное ранение левого глаза, конечностей).

23 мая в г. Донецк – с. Старомихайловка снаряд попал в пункт охраны, в результате чего пострадал мужчина 25 лет (минно-взрывная травма, слепое осколочное ранение ягодичной области).

25 мая в г. Ясиноватая во время обстрела пострадал военнослужащий Республики 27 лет (огнестрельное ранение грудной клетки с повреждением левого легкого)

г. Докучаевск во время артобстрела пострадала молодая женщина 25 лет (осколочное ранение правой голени).

26 мая в Киевском районе г. Донецка минно-взрывную травму получил мужчина 42 лет. Он был госпитализирован с проникающим ранением брюшной полости. Всего же за эту неделю пострадали 6 гражданских лиц, информации о гибели мирного населения не поступало.

За период с 21 по 27 мая в результате артиллерийских обстрелов под Ясиноватой погибло 3 военнослужащих Республики. Также были идентифицированы останки военнослужащего, погибшего в 2014 году под Мариновкой. Были найдены останки неизвестного, погибшего в 2014 году в Дмитровке. Отметим, что по нашим данным, за эту неделю ранение получил всего один военнослужащий армии ДНР.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в ДНР погибло 4065 человек, среди которых 584 женщины и 3481 мужчин, в том числе 71 ребенок в возрасте до 18 лет. И еще приблизительно 6277 человек получили ранения различной степени тяжести.

 

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

 

Обмен заключённых в ходе любого вооруженного конфликта является неотъемлемой частью его урегулирования. В международном праве понятие «обмен заключенных» трактуется как соглашение, по которому стороны, находящиеся в противостоянии (например, в состоянии войны или иного конфликта) одновременно освобождают определённых заключённых: шпионов, пленных, заложников или политических заключённых. Такой обмен заключённых в международном праве регламентируется Женевскими конвенциями от 1929 и 1949 годов.

Вопрос обмена пленными в вооруженном конфликте на территории Донбасса, развязанным вследствие государственного переворота в Киеве, регулируется Минскими соглашениями, которые обязуют стороны конфликта провести обмен в формате «всех на всех».

На текущей неделе президент Украины заявил о том, что ожидает прогресса в обмене пленными с Республиками в ближайшие три-четыре недели. Но при этом никаких продвижений в решении данного вопроса нет.

Отметим, что за эту неделю в адрес омбудсмена Республики поступило одно заявление о пропаже без вести. Так, в районе Горловки пропал военнослужащий Донецкой Народной Республики, который направлялся на позиции с увольнительного.

По одному заявлению о без вести пропавших, полученному ранее, была уточнена информация – Аппаратом Уполномоченного по правам человека в ДНР удалось выяснить о пребывании гражданки на украинской территории в качестве военнопленной.

На данный момент в местах лишения свободы украинской стороной удерживается 958 человек. Среди которых 310 человек военнослужащих, 455 человека находятся в плену просто по политическим убеждениям и 151 гражданского населения, которые не имеют к конфликту никакого отношения. Информация по 42 людям из общего числа удерживаемых украинской стороной уточняется офисом Уполномоченного.

Отметим, что 496 человек числятся как без вести пропавшими. Возможно, они так же могут находиться в украинском плену.

 

  1. Учет вынужденных переселенцев

 

Можно как угодно называть конфликт на Донбассе – «АТО», гражданская война, или еще как-нибудь, но от этого он вовсе не перестанет быть войной, в полном понимании этого слова. Это тяжелое слово и тяжелое время. Любой может сформулировать определение этого слова, но только тот, кто видел собственными глазами войну и ее последствия, сможет сказать, что же это такое — война. Это разрушенная вдребезги прежняя жизнь, осиротевшие дети, смерти и ранения, нищета и постоянный страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Это сгорбленные матери, которые каждый день и каждую ночь ждут домой своих сыновей, которые уже погибли, защищая родные поля своей грудью.

Любой военный конфликт чреват тяжкими последствиями и большими потерями как на линии огня, так и за пределами театра военных действий. Тысячи людей вынуждены были спасаться от военного конфликта в соседних городах и районах Донецкой Народной Республики. Проблема жилья и трудоустройства является одной из наиболее острых проблем для людей, покинувших свой дом из-за войны.

На протяжении всего конфликта вынужденным переселенцам содействует Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР под руководством Дарьи Морозовой. Основной задачей Аппарата является помощь людям.

В центре работы Аппарата Уполномоченного стоит человек с его правами, свободами и нуждами. За каждой проблемой чья-то жизнь и судьба. Силами офиса Уполномоченного открыто 16 пунктов временного размещения по всей территории ДНР. По состоянию на 27 мая 2016 года в пунктах временного размещения АУПЧ проживает 1596 человек, в том числе 309 детей в возрасте до 18 лет.

В результате достигнутых договоренностей в столице Беларуси ситуация на Донбассе должна была в военном плане разрядиться. Прекращение огня, двусторонний отвод тяжелой боевой техники от линии соприкосновения и установления буферной зоны по идее должны были способствовать этому. Однако все оказалось не так, точнее совсем не так, от слова «совсем» — агрессия со стороны Украины вовсе не прекратилась, а лишь снизилась ее интенсивность.

В период с 21 по 27 мая 2016 года в офис омбудсмена Республики по правам человека в ДНР по вопросам вынужденных переселенцев обратились 56 человек. 19 лиц получили места в ПВР АУПЧ: г. Донецк – 18 человек, г. Шахтерск – 1 человек. Аппарату Уполномоченного помогают в расселении простые мирные граждане Республики, которые предоставляют свои жил. площади для пострадавших. В жилом массиве Аппарата Уполномоченного проживает 274 вынужденных переселенцев, в том числе 94 детей в возрасте до 18 лет.

Напомним, что за два года агрессии со стороны Украины вынужденными переселенцами стали 8389 человек, в том числе 2171 детей возрастом до 18 лет. На территории ДНР открыто 86 пунктов временного размещения, из них 60 пунктов временного размещения – функционируют, 26 – находятся в резерве. По состоянию на 27 мая 2016 года свободных мест в ПВР 1862 свободных мест в ПВР Аппарата Уполномоченного 371. Общее количество вынужденных временных переселенцев, проживающих в ПВР на территории Республики составляет 3252 человека, из них 638 детей в возрасте до 18 лет. Количество вынужденных переселенцев, проживающих в жилом фонде на территории ДНР составляет 5137 в том числе 1533 детей в возрасте до 18 лет.

 

  1. Трудоустройство граждан Донецкой Народной Республики

 

Трудовые права наших граждан, провозглашенные как в международных актах, так и в национальном законодательстве, являются составляющей прав и свобод человека и гражданина. Основными принципами правового регулирования трудовых отношений в Донецкой Народной Республике признаются: безусловное право на свободный труд, равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению их прав. Сфера трудовых отношений является достаточно конфликтной. Имеют место факты незаконных увольнений, задержки выплаты заработной платы. В то же время на практике работники не обладают возможностями для эффективной защиты своих прав и интересов.

В Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР регулярно поступают вопросы трудовых споров. Только с начала 2016 года сотрудниками АУПЧ было принято 144 жалобы по нарушению трудового законодательства. Все они были рассмотрены и вынесены соответствующие решения, к сожалению, в ряде случаев жалобы граждан о нарушении трудовых прав не содержат указаний на конкретные обстоятельства, что не дает возможности в полном объеме определить, имело ли место нарушение прав граждан на труд.

Трудовое законодательство Донецкой Народной Республики уделяет значительное внимание вопросам обеспечения равных возможностей при получении работы и реализации трудовой функции, недопущения дискриминации в трудовых отношениях.

Ситуацию на рынке труда в Донецкой Народной Республики контролирует Республиканский центр занятости, который еженедельно обновляет базу вакансий для населения. В период с 01.01.2016 по 19.05.2016 года в единой базе данных центров занятости имелось 12,2 тысяч вакансий.

В период с 1 января по 19 мая 2016 года состояло на учете в центрах занятости Республики 30,3 тыс.лиц, ищущих работу, из них трудоустроено более 21,3 тыс.человек, в том числе на постоянную работу 6,3 тыс. человек, на работы временного характера  около 15 тыс. человек.

На базе Республиканского центра занятости осуществляет свою деятельность Донецкий центр профессионально – технического образования, где постоянно проводятся бесплатные семинары для населения для получения практических навыков: работы на персональных компьютерах; техники и механизации торговых расчетов (работа на кассовых аппаратах); основ предпринимательской деятельности; ухода за больными и престарелыми и др. С начала года приняло участие в таких семинарах 260 человек.

Оказывают помощь в трудоустройстве граждан Республике «Первое республиканское кадровое агентство», которое за свою деятельность сумели трудоустроить 3879 человек. По их данным за прошлую неделю они сумели трудоустроить для нужд республики 14 человек, из них:

4 человека – экономиста

5 человека – охранник

3 человека – бухгалтер

2 человека – продавец

 

Так же за прошлую неделю сотрудниками службы трудоустройства было добавлено – 12 вакансий, закрыто – 9 вакансий, отправлено на собеседование – 56 человек.

 

Скачать: 82 обзор 2016